Видео

Новости ассоциации

Медицинских работников учат за себя постоять


2 марта 2016 года на площадке Национальной Медицинской Палаты прошел семинар «Защита интересов медицинского учреждения. Аспекты решения конфликтных ситуаций».

Его организатором выступила «Лига защиты прав пациентов». В семинаре приняли участие более 80 слушателей. В работе семинара приняли участие представители Международной ассоциации «Антиконтрафакт»: генеральный директор ассоциации Квасова Светлана, руководители организаций-членов ассоциации: Мишин Алексей и Малахов Андрей, практикующие врачи и руководители медицинских организаций. Основной темой занятий стали вопросы защиты медицинских организаций в условиях повышения давления со стороны пациентов.

Как отметил Президент Национальной Медицинской Палаты Леонид Рошаль: «Сегодня Нацмедпалата – крупнейшее врачебное объединение, куда входят представители 83 территорий России. Мы занимаемся многими вопросами, и одно из направлений – защита врачей. Мы участвуем в судах, на сайте Палаты есть специальный раздел, где каждый доктор может задать вопрос эксперту по праву и получить ответ. Мы разрабатываем систему Третейских судов, провели пилотный проект по независимой медицинской экспертизе в нескольких регионах и теперь будем внедрять этот институт по всей России. Сегодняшний семинар полезен для тех, кто работает в здравоохранении. Вы узнаете, что делать и как поступать в конфликтных ситуациях – это правильно. Мы должны уметь защищать себя».

 

Важность подобного мероприятия отметил и Алексей Мишин, директор психоневрологического интерната № 30 города Москвы, депутат Московской Городской Думы, член Он привел данные ВЦИОМ, согласно которым россияне в списке главных проблем российского здравоохранения выделили: недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (47%),неполную оснащенность больниц современным оборудованием (39%) и недостаточные объемы финансирования отрасли в целом (30%). При этом, по тем же данным, каждый третий россиянин ставит сам себе диагноз и назначает лечение. «В таких условиях конфликтов между врачами и пациентами много, каждая сторона хочет справедливости и необходимо находить консенсус в тех реалиях, в которых мы сегодня существуем. Я не волне согласен с популярными сегодня лозунгом, что врачевание – это технологии. Все же, врачевание – это искусство, но искусство должно иметь поддержку, в том числе и юридическую», – отметил депутат.

Анна Мамонова, медицинский юрист, рассказала участникам семинара о некоторых особенностях гражданских процессов. Когда медицинское учреждение участвует в гражданских судебных процессах, то в 80% случаях, оно выступает на стороне ответчика. А ГК РФ, гласит, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. На практике это означает, что не пациент должен доказать вину врачей, а медицинская организация должна доказать, что невиновна в причинении вреда. По сути, речь идет о презумпции виновности, что ставит медицинскую организацию в невыгодное положение. Юрист рекомендует пытаться уладить конфликты с помощью процесса медиации, не доводя их до суда. «Очень часто встречаются такие ситуации, когда пациент предъявляет претензии к лечащему врачу, но эта жалоба не доходит до главного врача, а ведь судебного разбирательства в большинстве случаев можно избежать. При наличии жалобы, чем раньше вы ее рассмотрите, чем раньше попытаетесь погасить,– тем лучше. Всегда надо реагировать на жалобы, показывать заинтересованность в решении конфликта, сообщать пациенту, что его вопрос рассматривается врачебной комиссией, знакомить его с заключениями комиссий, приглашать для личных бесед», – советует юрист.

Конечно, сегодня врачи жалуются на то, что бумажная работа отнимает слишком много времени. Они хотят уделять больше времени и внимания пациентам, а не заполнению документов. Но, если пренебрегать правилами оформления, то иски на сотни тысяч рублей, а то и на миллионы будут множиться. Сегодня недоверие к врачам со стороны пациентов велико и о налаживании эффективного диалога «врач-пациент» говорить пока можно лишь условно. Задача медицинских юристов донести до медицинских организаций понимание всех нюансов и подводных камней, и главное – практических аспектов. Участники семинара отметили, что им было интересно узнать не только теоретическую часть, а послушать истории из практики.

 
 
 
Члены международной ассоциации